Юлия Теуникова и КоМПОзит Таймер |
Юлия Теуникова с 1996 года играет уже c третьим составом, - была акустический состав «Волшебные мужики», потом электрический «Город Макондо», и нынешний «КоМПОзит». И все-таки это ее первый официальный альбом.
CD. «Выргород», 2009. За эти годы Теуникова стала лицом московского андеграунда и главной неудачницей русского рока. Ничто, казалось бы, не мешало ей встать в один ряд с Земфирой или Арбениной (кроме естественной ориентации). Иногда Теуникова звучала на «Нашем радио», хоть и в качестве трибьюта «Пикника». И вновь исчезала в дыму крохотных клубов с мало кем услышанными проклятиями в адрес «формата».
В чем же дело – ведь ни обсценной лексики, ни привычной андеграундной пошлости от Теуниковой не дождаться. Ответ дал тщательно записанный альбом «Таймер», многие идеи которого были придуманы еще в период записи демо-кассеты «Катится» (2000). Теуникова поет нервные умные песни. Ее муж Петр Акимов обрамляет холодноватую убыстренную блюзовую основу элегантным трепетом виолончели и баса. Стильность придает отменный саксофон Екатерины Нестеровой. Компоненты изысканные, но все вместе никак не складывается в блистательное волшебство, ссыпающееся мурашками по коже. Песни Теуниковой остаются в ледяной рамке: красиво и бесчувственно. Сама Юля безупречно закрыта для сопереживания. С ней невозможно идентифицироваться слушателю. Потому что ни в одной из песен «Таймера», ни на пару тактов голос Теуниковой не раскрывается слушателю: что же на самом деле любит героиня песни, кого она ненавидит, с кем она? С человеком в футляре испытывать совместные чувства нельзя. А музыка – это выражение чувств. Отсутствие выражения чувств уравнивает звучание Теуниковой с промышленным звучанием индастриэла. Особенно это заметно в «Поступи дней» и «За МКАДом» - меланхоличный размеренный голос Юли роботизированно повторяет фразу припева. Категорический отказ Теуниковой от любовной лирики более чем оправдан: наговаривать таким голосом «про любовь» было бы постмодернистским шутовством, а оно вовсе не свойственно ее характеру. Конечно, Теуникова гораздо ближе к «Ночному проспекту», чем к Земфире. Поэтому и андеграунд. Поэтому и до конца. Стоит добавить явные проблемы Теуниковой с вокалом. Как только она уходит с привычного монотона, тут же проявляется зажатость гортани. В верхних регистрах это оборачивается неприятным писклявым тембром (особенно в «Крымской»), в более низких – отсутствием атаки и застреванием в горле. От певицы с 13-летним опытом можно ждать более достойной работы со своим голосом. Она просто наговаривает зажатым голосом тексты, и очень некрасиво грубо вытягивает длинные ноты, заканчивая их неуклюжим вибрато. Главная ценность песен Теуниковой - это сама многослойная личность Теуниковой, и читать тексты ее песен порой гораздо интереснее, чем слушать музыкальное воплощение. Поразительный эффект, при работе с такими-то виртуозными инструменталистами. Однако даже их самодостаточные виртуозности не в состоянии сложиться в упругий драйв – ни разу, ни в одном треке! Снежная королева Теуникова лишает их всяких жизненных сил. И все же такого масштаба сонграйтеров в нашем роке – раз, два и обчелся. Даже если по причинам сугубой закрытости Теуниковой ей не суждено испытать любовь колоссальных слушательских масс, то уж уважение к своему тихому андеграундному голосу она, безусловно, заслужила. Оценка: 6 из 10. Гуру КЕН, NEWSmusic.ru Трек-листЮлия Теуникова и КоМПОзит – «Таймер»1. Дождь2. Назад 3. Безмолвие 4. Поступь дней 5. Война прошла 6. За МКАДом 7. Август 8. Суфийская баллада 9. Крымская 10. Закон 11. Земля обетованная 12. Юг бонус 13. Ни гу-гу видеобонус: 1. Катится 2. Снег с дождём |