Home О металле и не только
О металле и не только
Индекс материала
О металле и не только
Intro
Истоки и основатели
Что он из себя, этот death-metal
Чужое отношение
Металл, родители и многое другое
Потребность в музыке
К истокам музыки
К особенностям металла
Аттрактор или репеллер ?
Кому что или хит-парад направлений
Заключение
Все страницы

Введение

Отметим некоторые основные и наиболее важные особенности про-

веденного социологического исследования. Опрос производился в

основном среди людей заканчивающих свое образование либо в школах,

либо в ВУЗах, а также среди научных работников институтов, в

которые и идут на работу выпускники ВУЗов. Это значит, что глав-

ным образом была затронута категория людей, являющаяся на данный

момент наиболее передовой, обладающая наиболее свежими мозгами. Не

секрет, что после окончания учебного заведения, человек, закончив,

так сказать, умственные упражнения, со временем чрезвычайно быстро

теряет квалификацию и гибкость мышления. Таким образом наша выбор-

ка дает очень интересную и, может быть, полезную информацию.

В процессе работы было опрошено 190 человек и затем проведены

статистические расчеты, которые и приводятся с художественными

комментариями в нижеследующих главах.

Группа авторов выражает благодарность тем, кто помог в прове-

дении опроса, и тем самым реально участвовал в процессе получения

сведений, которые содержаться в данной работе.


А сейчас мы рассмотрим такое своеобразное направление

тяжелой музыки как death-metal. Можно с уверенностью сказать, что

современный металл просто не мыслим без этого направления.

Действительно, на сегодняшний день death-metal является самым

тяжелым направлением мировой музыки, а в своей экстремальности

уступает место только hard- и grind-core.

Свое название death-metal, как видно, берет от слова смерть.

Отсюда видно, что музыкантов данного стиля особенно интересует

такой неотъемлемый этап человеческой жизни как смерть, а также

загробная жизнь тела и души.

Надо отметить, что, к сожалению, до недавнего времени

исполнителями популярной музыки освещались в основном такие

явления как безответная любовь, смена времен года и т.п. Это

устраивало большинство публики, которая привыкла бездумно

потреблять музыкальную продукцию в любых количествах, и при том,

сомнительного качества.

В начале 80-х годов достаточно оформились такие новые

направления тяжелой музыки как thrash- и speed-metal, тематика

песен которых уже совершенно отличалась от того, о чем пели их

предшественники. Последователями этих направлений рассматривалась

проблема борьбы добра и зла в политическом, религиозном и других

аспектах человеческой жизни. Однако все, что связано со смертью,

было впервые подробно изучено и представлено широкой аудитории

только основоположниками death-metal'а.


Death-metal как самостоятельное направление тяжелой музыки

оформился в середине 80-х годов. Он продолжил то, что начали и

чему заложили основу другие. А именно, предшественниками

death-metal'a считают таких представителей black-thrash-metal'a

как группы Venom, Celtic Frost, Hellhammer.

Основателями же death-metal'a по праву называют группу

Death. Новое направление было изменено в сторону более жесткого

звучания, убойного ритма и душераздирающего вокала. Основатель

группы Death Чак Шульдинер говорит: "Мы просто-напросто взяли

старые темы и придали им разрушительное звучание, уничтожив тем

самым старые стереотипы."

Не смотря на то, что death-metal еще достаточно молодое

направление, в последнее время у него появилось множество

сторонников и последователей.В 1990 году он получил мощный импульс

к развитию. Группы, появившиеся в последние годы, внесли множество

новых идей, тем самым создавая условия для прогресса и расслоения

death-metal'a. По мнению Дональда Тэрди из Obituary ("Некролог")

причина этого в том, что "люди поняли - death-metal - это больше,

чем глупая шутка, что речь идет не о нескольких кучках молодых

ребят, которые собираются только для того, чтобы написать пару

идиотских вещей о Сатане ..., death-metal - это поиски чего-то

более нового и серьезного, чем рок-н-ролл а-ля Rolling Stones."


Попробуем описать впечатления человека, первый раз в своей

жизни услышавшего что-нибудь из death-metal'a. Пусть это, к

примеру, будет группа Carcass ("Труп"), а самое тяжелое, что он

слушал раньше - это Богдан Титомир.

Трудно себе представить те ощущения, которые доставит этому

человеку прослушивание подобной музыки.

Во-первых, он будет просто оглушен обрушившейся на него

лавиной непонятных звуков : скрежет гитар, грохот ударных,

невнятное утробное рычание и набор не совсем понятных для

порядочного человека звуков, издаваемых вокалистом.

Во-вторых, у нашего слушателя после первых десяти минут

такой музыки может на целый день окончательно разболеться голова,

даже если громкость не была выставлена и на половину. От

помешательства его сможет спасти лишь несовершенное владение

английским языком, без знания которого понять смысл песни не

представляется возможным. Названия же песен Carcass'a говорят сами

за себя : "Колония трупных червей", "Обугленные глазницы" и т.п.

Если наш герой и не предполагал, что такая музыка

существует, то эту ситуацию можно сравнить с потрясением, которое

испытал ребенок, впервые посмотрев какой-нибудь жуткий фильм

ужасов с восставшими мертвецами.

Отсюда напрашивается вывод, что гораздо полезней для

здоровья знать, хотя бы понемногу, о каждом направлении мировой

музыки, чем замыкаться на чем-то одном.

Необходимо отметить, что не весь death-metal такой ужасный и

отвратительный, как произведения Carcass. Существует большое

количество более мелодичных и менее откровенных групп. Например,

таких как Morbid Angel ("Ужасный ангел"), Pestilence ("Чума"),

Entombed ("Погребенный"). Carcass был приведен в пример лишь для

пущей серьезности, чтобы показать огромный контраст между попсовой

музыкой и death-metal'ом.

В принципе, сравнивать поп-музыку и death-metal - дело

неблагодарное, так как эти стили в музыкальном плане совершенно

разного уровня. Однако, отметим такой факт: большинство попсовых

групп играет под фонограмму, в то время как в death-metal'e

понятие фонограмма отсутствует. К тому же, чтобы играть что-нибудь

вроде рэпа, надо уметь дрыгать ногами, махать руками и орать в

микрофон речетативом ( или просто открывать рот, как это в

большинстве случаев и бывает ) в такт электронной музыке. В

death-metal'e же, чтобы пробиться в люди, нужно, по крайней мере,

владеть хорошей техникой игры на гитаре и ударных. Последнее

относится не только к сверх-тяжелой музыке, но и ко многим другим

направлениям рок-музыки.

Отметим еще и такой аспект. Для большинства поп-исполнителей

музыка является источником огромных прибылей. Множество групп

появляется на один сезон, а затем благополучно исчезает, сорвав

свой куш. Музыканты же таких направлений как thrash-, death-metal

и grind-core выкладывают все свои силы на концертах, но мало кто

из них может похвастаться большим состоянием. Как правило, этому

предшествуют многие годы работы. А все дело в том, что эти люди

полностью посвящают свою жизнь музыке.

Дэвид Винсент из Morbid Angel говорит : "Death-metal'исты в

корне отличаются от богатеньких ребят типа Motley Crue. Мы только

и знаем, что занимаемся своей музыкой, мы в ней живем. Я бы

сказал, мы приносим себя в жертву своей музыке. Люди, играющие

death-metal, всегда очень активны, энергия так и пылает в их

глазах."


Вы - мирный человек и, в принципе, хотите жить дружно ( как

сказал бы кот Леопольд ) со всеми практически. Однако есть вещи,

которые не могут оставить Вас равнодушным к отдельным субъектам.

А собственно, проблема в следующем: Вы согласны, что есть люди

которым не нравится тяжесть и все прочее, имеющее к ней хотя бы

маломальское отношение. Плевать, Вы добрый человек. Но самое инте-

ресное в том, что есть такие, кто никогда не слышал ни металла, ни

психоделии от металла, а только лишь может судить об этом на осно-

ве пары-тройки газетных ( например АИФ-ских ) статей о том мол,

какие Maiden'ы свирепые, какая мол Metallica злая ( не будем гово-

рить о куда более злых и свирепых; о них в АИФе и слышать не слы-

шали ).

Вот, например, Вы - металлист; благополучно не перевариваете

попсу, рэп, рок-н-ролл, и проч. легкотню, но зато тащитесь от пси-

ходелии в исполнении Paradise Lost и My Dying Bride. На прошлой

неделе Вам посчастливилось: Вы записали Gothic'у ( альбом Paradise

Lost 91 ). И теперь, прослушав ее пару десятков раз ( чуть не виз-

жа от удовольствия ), измучив соседей и родителей, которым уже

давно хочется спалить Ваш аппарат, сломать Вашу гитару и выбросить

в мусоропровод все Ваши кассеты с thrash'ем, death'ом и др., Вы

идете в гости. В кармане у Вас та самая Gothic'а, которой Вы жаж-

дете поделиться с другом.

Вы уже давно пытаетесь привлечь его на свою сторону и теперь

Вы раздуваете в душе огонек надежды на то, что Ваш друг откроет

наконец глаза на тяжелый металл, поймет всю прелесть этой музыки

и войдет в ряды металлистов.

Итак, Вы пришли в гости. Все начинается с того, что Вы весьма

долго и тщательно выбираете момент ( иногда ожидание может затя-

нуться уж слишком ), чтобы возвестить другу о своем новом приобре-

тении, предложить ему оценить новый материал и, в конце концов,

похвастаться. Причем все это надо проделать так, чтобы не дай Бог,

невзначай не обидеть собеседника чем-либо, ведь он слушает самую

обычную попсу, и все его друзья-товарищи дальше рэпа ( ну в самом

лучшем случае Sting'а и т.п. ) не пошли. ( Мы не хотим никого оби-

деть. Приносим все же извинения. ) Да, Вы выжидаете момент, и вот,

когда казалось бы он наступил, Вам вежливо говорят: НЕТ! Но поче-

му, в чем дело, что за произвол ? За последние несколько часов,

насколько Вы можете помнить, Вы не заклеймили позором ни одной

попсовой команды. Но Вам говорят: НЕТ! Вы не подаете вида, хотя в

душе Вы чувствуете ужасную обиду. Да ладно, Вы уже привыкли, не в

первый раз.

Однако, Вы не думаете отступать, и через некоторое время снова

намекаете на существование кассеты в Вашем кармане. После чего Вам

приходится чрезвычайно долго объяснять другу, что это не страшно

( не так, как пишут в газетах ), что посреди ночи из-за прослу-

шанной кассеты Ваш друг не будет просыпаться в холодном поту и

т.п. В конце концов Вы вручаете кассету и с чувством глубокого

удовлетворения желаете приятных ощущений и прощаетесь.

Кассету Вам могут вернуть скоро или не очень, но Вас не поки-

дает сомнение, что она осталась непрослушанной. Скорее всего так

оно и будет.

Вот так. Вам остается только утешать себя тем, что Вы, в конце

концов, не один увлекаетесь железом и, может быть Вам удастся пе-

реманить друга на свою сторону ( хотя он и упирается ).

Таким образом и появляются люди, считающие себя знатоками в

области металла, являющиеся его яростными противниками и критиками

клеймящими железо в каждом удобном случае. Но кто они ? Их сужде-

ния, основанные ни на чем, можно поставить только им в укор. А

ведь им предлагали ту самую пленку с Gothic'ой, прослушав которую

они могли бы говорить с Вами основываясь на конкретных фактах. Вам

все равно: пусть они ругают металл, но чтобы это было конкретно:

чтобы человек мог сказать не нравится это и это, а не кричал бы в

исступлении : Да это же маразм ! С таким же успехом Вы могли бы

говорить, что эстрада тот же маразм! Но Вы этого не делаете ( по

крайней мере на людях ).

Теперь же перейдем непосредственно к социологическому исследо-

ванию данного вопроса.

Итак, первое, что нас должно интересовать, это есть ли вообще

люди, которые никогда в жизни не слышали о металле. Казалось бы,

при нашем уровне развития информационных служб не знать о суще-

ствовании металла парадоксально, ведь ему уже более десяти лет

и он не является абсолютно крайним андеграундом. И тем не менее

порядка 5% опрошенных не имеют ни малейшего представления о су-

ществовании такого рода музыки. Эти люди, очевидно, не читают га-

зет ( от чего всячески предостерегал нас Остап Бендер ) , не смот-

рят телевизор и не слушают радио. У этих людей нет друзей и они

никогда не брали в руки книг о музыке. Несколько странные люди, не

правда ли ? Основанием для таких предположений также служит и то,

что на самом деле службы информации развиты чрезвычайно сильно, о

чем свидетельствует следующая статистика : 65% респондентов

почерпнули свои знания о металле именно из средств массовой

информации. Немного меньше, а именно 50% опрошенных получили свои

знания от друзей. Порядка 20% людей узнали о металле из музыкаль-

ной литературы, и это радует : пятая часть населения в силу своей

любознательности обращается к музыкальной и прочей чисто просвети-

тельской литературе.

Как же относится мировая общественность к тому, что мы называ-

ем Metal ? А вот как. Большинство опрошенных, а именно 43%,

относятся к крыше-съезжательной музыке нейтрально. Ну и ладно,

Бог с ними. 25% людей характеризуют свое отношение к металлу как

отрицательное, но они явно погорячились. Что отрицательного можно

найти собственно в металле ? Агрессивность, скорость, искаженный

до скрежета гитарный саунд, грохот ударных, рев вокалиста, изрыга-

ющего правду о суровой действительности ? Что же ? Если мне не

нравится классика, с ее скрипичным писком, трубным жужжанием, та-

релочным звоном и оперным вокалом, то это еще не повод, для того,

чтобы покрыть ее матом и обвинить во всех смертных грехах. А ведь

не что иное происходит и с металлом. Все дружно наваливаются на

эту музыку, причем каждый хочет пнуть побольнее, а в ответ на это

металл становится все более жестким, жестоким и скоростным. Такова

се ля ви. Немногим меньше, всего 21% респондентов относятся к ме-

таллу положительно. Ну и слава Богу, хоть эти люди не лгут себе.

Надо сказать, что не для всех из них металл является одним из лю-

бимых направлений ( о чем мы поговорим позже ), а лишь для 18%.

Нашлись однако люди, которые не знали что нам сказать, и их оказа-

лось "всего лишь" 11%. Как видно, цифра более чем приличная. На-

до все-таки сказать им спасибо за то, что они не стали вводить нас

в заблуждение своими потенциально нечестными ответами.

Можно еще ненадолго остановиться на возрастном аспекте данного

вопроса. Как люди относятся к металлу в зависимости от того, ско-

лько им лет ? Для людей, чей возраст составляет от 14 до 40 лет,

основным является нейтральное отношение к металлу. Надо сказать,

что пик положительного отношения к рассматриваемой нами музыке

приходится на возрастную группу 17..23 года. Людям, чей возраст

уже более чем солиден ( тем, кому от 41 до 60 лет ), хочется в от-

ношении металла рвать и метать. Они относятся к такой музыке

крайне отрицательно, причем в злокачественной форме. И это

понятно. Это люди другого времени, другого строения. И такого от-

ношения следовало ожидать.

Также определенный интерес представляет зависимость отношения

к металлу от пола. Если мы построим графики, где по осям координат

отложим соответственно отношение - по горизонтали, а "количество"

его - по вертикали, то получим нечто следующее :

¦

¦ 50% ДЛЯ МУЖЧИН

¦------------+

¦ нейтрально ¦ 25%

¦ ¦

¦ ¦ 20% +------------+

¦ +------------+положительно¦

¦ отрицательно ¦ 5%

¦ +----------

+----------------------------------------не знаю---

¦

¦ 51% ДЛЯ ЖЕНЩИН

¦------------+

¦ нейтрально ¦

¦ ¦ 35%

¦ +------------+

¦ отрицательно¦ 9% 7%

¦ +-----------------------

¦ положительно не знаю

+--------------------------------------------------

То есть видно, что для мужской аудитории существует два пика

отношения к металлу : либо никак, либо положительно. Для женщин

же отношение к металлу просто спадает по интенсивноси: большее их

количество не относятся к металлу никак, немного меньше - отрица-

тельно, еще чуть-чуть меньше - положительно и еще капельку меньше

затруднились ответить на поставленный вопрос. Ну это легко можно

объяснить с такой точки зрения : женщина - продолжатель человечес-

кого рода, хранитель очага можно сказать и ей вредны все подобные

наркотические влияния, оказываемые металлом.

Более того можно привести такой факт. Однажды проводился экс-

перимент над домашними животными ( а именно над курами ) с целью

выявления воздействия тяжелой музыки на их самочувствие. Так вот.

Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что одна их подопытных

несушек после воздействия на нее громогласной музыкой перестала

нестись. Мы не хотим сравнивать женщин с несушками, но такой факт

наводит на размышления, публиковать которые в силу половых пред-

рассудков авторы не считают возможным.


Неизвестно, почему так случается, но родители были молодыми и

становились взрослыми совсем в другое время. Тогда были другие

песни, другие фильмы, другие цели, и вообще, другая жизнь. Когда

появились Beatles это была революция, но спустя совсем немного с

возникновением Queen молодежь тех дней стала "долбиться в стены

головой" под We Will Rock You. Та же история с небольшими, может

быть, изменениями повторяется и сейчас. Тогда, в недалеком, в об-

щем-то, прошлом молодежь пошла за более тяжелыми для законов обыч-

ной бит-музыки Queen, и сейчас пусть небольшая часть молодежи кач-

нулась от попсы в сторону speed-, thrash- и death-metal, еще более

тяжелых и, вместе с тем скоростных.Между прочим, Motorhead, в свое

время ставшие законодателями в скоростной музыке, тоже произвели

революцию: их музыка увлекала за собой, затягивала своей ско-

ростью, напоминая все время об ускорении темпа жизни, не давая

расслабиться. И до сих пор, несмотря на прошедшее время Motorhead

привлекают к себе слушателя. Как говорится: мастерство оно и в

Африке мастерство. Но мы отошли от темы . . .

Итак, молодежь наших дней подобно предкам утяжеляет свои

вкусы. Согласно статистике 10% опрошенных не поддаются влиянию

поперской музыки и являются поклонниками таких суровых

направлений современной музыки как speed-, thrash-, death-metal, а

также hard- и grind core. Среди наиболее почитаемых в этой среде

команд мы, по результатам опроса, можем отметить следующие :

1. Команды, которые могут соперничать в скорости с пилорамой :

Helloween и Manowar.

2. Представители так называемого рафинированного металла гра-

ничащего с thrash'ем Metallica и Megadeth.

3. Проповедники чистого thrash'а и death'а : некогда самая

быстрая команда в мире - Slayer. А также легендарная Death.

4. Свирепейшие и злейшие из самых свирепых и злых, почитающие

сатану, предпочитающие чистый death-metal и grind core, ставшие

эталоном жесткости Carcass, Cannibal Corpse, Napalm Death,

Bathory, Suffocation и др.

5. Глубоко верующие в Бога, исполняющие душевную ( и даже ду-

шераздирающую музыку ) так называемую психоделию Paradise Lost,

My Dying Bride, Morgoth.

Необходимо также отметить, что в среде слушателей имеются

субъекты,предпочитающие более мягкие направления железной музыки,

а именно хард-рок и то,что в простонародье называется хэви-металл.

Также к этой группе слушателей можно отнести и поклонников

глэм-рока, родоначальниками которого явились небезызвестные Kiss.

В общей сложности почитателей музыкальных произведений

данного сорта ( то есть от хард-рока до хэви-метала )

насчитывается порядка 10%. Среди возвышаемых ими групп

всемирно известные и признанные великие старики: Led Zeppelin

и Pink Floyd, Queen и Deep Purple. Небольшая часть пок-

лонников тяжести также услаждается прослушиванием пленок таких ко-

манд как Scorpions, Accept и Guns'n'Roses.

Одним словом, тенденции в данном вопросе ясны. Как в свое вре-

мя подрастающее поколение наших, тогда еще зеленых, родителей под-

верглось влиянию тяжести прошлых лет, а именно хард-рока в лице

легендарных Deep Purple, Queen и Pink Floyd, так же точно дела

обстоят и с нами, свято хранящими в душах любовь к Metallic'e,

Napalm Death и проч. Что же касается родительского отношения к ув-

лечению своих отпрысков, то и с ним все приходит на круги своя.

Родители родителей увлеченные Bony'M'ом и Bee Gees не могли в свое

время мириться с увлечением наших предков кошмарной по их понятиям

музыкой, а теперь наши родители не могут не выдвигать протеста

против нашего увлечения металлом. Это закономерно.

И такое положение легко аргументируется на основе анкетных

данных. Рассмотрим, к примеру, суждение людей о влиянии тяжелой

музыки на умственное и моральное развитие человека. Как показывает

анкетный опрос лишь 10% респондентов оценивают влияние металла по-

ложительно, в остальном силы разделились примерно поровну : 31%

считают влияние тяжести отрицательным, 30% - полагают,что железо

не оказывает решительно никакого влияния на подростка и 33% не

нашлись, что ответить. Надо сказать, что это мнение людей просто

относительно тяжелой музыки.

А каково же отношение родителей к увлечению отпрысков тяже-

стью ? Т.е. сузим слегка рамки общей проблемы. Такой вопрос тоже

был в анкете, и положение здесь уже совсем печальное. Всего 5%

(!) опрошенных твердо знают, что металл ни в коей мере дурно не

влияет на подрастающее поколение, и определяют его влияние как

положительное. Ни много ни мало, 16% родителей не знали, как от-

ветить на поставленный вопрос. Надо отметить, что по понятиям ав-

торов это чрезвычайно плохо - не иметь определенного отношения к

тому, чем увлечены дети. Не так уж много - всего 28% респондентов

относятся к увлечению металлом резко отрицательно. Основная же

масса опрошенных, то есть 54% ведут себя в данном отношении крайне

пассивно. Ну хоть это радует: может они не будут учинять пресле-

дований своим чадам за прослушивание недозволенной музыки.

Таким образом, все становится на свои места, и наша предпосыл-

ка дивным образом аргументируется.

Определенный интерес представляет зависимость отношения роди-

телей ( или потенциальных родителей ) к увлечению детей железом.

Рассмотрим потенциальных родителей, т.е. тех, кому сейчас от 14 до

23 лет. Для всех их отношение в основном нейтральное, т.е., как

говорится им плевать. Ну это проще всего, а беспечность характер-

на для каждого поколения подростков. Можно, как бы вскользь, от-

метить еще такой момент, что людям от 14 до 16 лет более свойст-

венно было пропускать этот вопрос в анкете, нежели всем остальным.

Это тоже понятно, ни о чем не охота думать, когда молодой.

Теперь рассмотрим уже самых настоящих родителей. Для тех, ко-

му от 24 до 40 лет ситуация повторяется : им тоже все равно, чем

увлекаются их отпрыски. Для более старых родителей, т.е. тех, ко-

му от 41 до 60 лет характерно уже отрицательное отношение к метал-

лическим вкусам детей. Но, вообще говоря, им свойственно неприя-

тие металла в корне, не обязательно, чтобы это было связано еще и

с детьми.


Еще Кейт Ричардс - гитарист хорошо всем известных Rolling

Stones в одном из интервью сказал, что потребность человека в му-

зыке является одной из самых значительных : скорее всего она сле-

дующая после потребностей в воздухе, еде и сексе. И он чертовски

прав ! В этом особенно убеждаешься, когда по телевизору крутят

историю самих Rolling Stones с хроникальными кадрами, запечатлев-

шими бьющихся в слезной истерике девиц на концерте легендарной

группы. В принципе,то же можно отметить и на сегодняшних концертах

металлических групп, только нет никаких слез : все выражает только

единство. Тут можно обратить внимание на характерный жест : сред-

ний и безымянный пальцы прижимаются к ладони, а указательный и ми-

зинец торчат на подобие рожек дьявола. На самом деле все просто.

Такое положение пальцев означает первую букву английского Unity,

что означает единство.

Можно вспомнить еще Пифагора - первого, кто открыл законы му-

зыкальной гармонии и, можно сказать, просветил человечество. Имен-

но он задался вопросом : отчего одновременное звучание нескольких

музыкальных тонов в некоторых случаях благозвучно, а иногда стран-

но некрасиво. Именно он открыл во всем слышимом диапазоне музы-

кальных звуков существование семи октав, а также многое многое

другое. Античный философ считал одной из самых чудесных и гармо-

ничных сущностей мир музыкальных звуков, подчиняющийся законам му-

зыкальной гармонии. Но мы отвлеклись. Перейдем сейчас к дру-

гому вопросу, а к Пифагору вернемся немного позже.

И вот таким замечательным образом мы подошли к одному из воп-

росов анкеты : Как часто Вы слушаете музыку. Совокупность ответов

блестяще подтверждает вышесказанное: всего 1% опрошенных настояли

на том, что они не слушают музыки совсем. Трудно понять таких лю-

дей, ведь для того, чтобы воспринимать музыкальное произведение

совсем не обязательно обладать музыкальным слухом. Можно сказать

даже большее : для того,например, чтобы аккомпанировать себе на

гитаре отсутствие абсолютного музыкального слуха не является прег-

радой. Может это и не общеизвестно, но это так. Как говориться,

главное, чтобы желание было. Далее, 17% респондентов слу-

шают музыку изредка. Вообще говоря это вполне понятно, ведь

сейчас со свободным временем весьма проблематичная обстановка.

Просто такие люди не могут, например, слушать музыку во время ра-

боты, она может их отвлекать. Но в этом нет ничего страшного, мож-

но даже сказать, что это естественно. Итак, идем дальше. 41% опро-

шенных признаются в том, что слушают музыку часто. Тут коммен-

тарии, на наш взгляд, излишни, поскольку, как было отмечено выше,

потребность человека в музыке весьма велика. И это подтверж-

дается тем, что людей, которые слушают музыку всегда, когда это

возможно, самый большой процент - 44%.

Обратим теперь наше внимание на возрастной аспект данного воп-

роса. Среди опрошенных были люди различного возраста : от 14 и до

60 лет. Все респонденты были разбиты на следующие возрастные груп-

пы :

14 лет - 16 лет - учащиеся старших классов;

17 лет - 23 года - учащиеся ВУЗов или недавно закончившие обу-

чение;

24..30, 31..40, 41..50, 51..60 - научные работники и т.д.

По данным анкетирования можно отметить следующие особенности.

Во-первых, люди, совсем не слушающие музыку, нашлись только в двух

последних возрастных группах ( то есть их возраст от 41 до 60 лет

). Ну здесь все понятно, можно с большой долей уверенности пола-

гать, что этим людям не хватает свободного времени. Таких людей

имеется порядка 5-6%. Во-вторых, процент людей, слушающих музыку

изредка, наиболее высок среди людей, чей возраст попадает в третью

и четвертую группы ( то есть им от 24 до 40 лет ). Этот процент

колеблется от 33% и до 35%. Как сказал бы Карлсон, который живет

на крыше, это люди в самом расцвете лет. Понятно, что в этом воз-

расте время, которое могло бы тратиться на музыку, заметно съеда-

ется другими заботами. Это наиболее занятые люди, так как на

данный возраст приходится пик их деятельности. И как следствие,

можно ожидать нехватку свободного времени с одной стороны и жела-

ние удовлетворить свои потребности в музыке с другой. И в-третьих,

во всех возрастных категориях больше всего людей, слушающих

музыку часто ( или всегда, когда это возможно ). Число таких су-

бъектов колеблется от 30% до 50% для разных возрастных групп. Ну

вот, с частотой прослушивания так или иначе разобрались, теперь

можно перейти к целям поглощения музыки.

В данном вопросе, как ни странно, существует приличный процент

субъектов, которые не имеют понятия, зачем они слушают музыку.

Всего таких людей порядка 7%. Надо сказать, что по меньшей мере

это весьма странно, и тем не менее это так. Основной же аудиторией

слушателей движет, по данным анкетирования, желание отдохнуть и

расслабиться ( 66% ). Также немногим меньшее число респондентов

отмечают одной из главных причин получение от музыки заряда

энергии ( это 51% опрошенных ). Такие причины понятны, и, видимо,

они и обуславливают ту великую потребность человека в музыке,

на которую намекал Кейт Ричардс. Однако наряду с людьми, пресле-

дующими такие благородные цели, находятся и те, кто слушает музыку

от нечего делать. И этих людей достаточно много - 20%. Здесь

навязывается интересный вопрос :

ПЯТАЯ ЧАСТЬ человечества слушает музыку от нечего делать и

вместе с тем ПОЛОВИНА людей делают это ЧАСТО или ВСЕГДА, когда

это возможно. Как коррелируют эти данные, и какие из этого можно

сделать выводы ?

Так вот, эти сведения весьма сильно зависимы. А именно : прак-

тически все ( 3/4 ), кто слушает музыку от НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ, делают

это в данной степени ЧАСТО ! Значит у этих людей есть время, когда

им нечего делать, и притом его очень много. Таким образом, не

смотря на скорость нашего времени, находятся люди ( и их ни много

ни мало,а шестая часть ), у которых навалом свободного времени.Это

напрочь отметает наше предположение о привлекательности скоростной

музыки, как само собой разумеющейся. А значит рушатся все предпо-

ложения о том, что в связи с нашим временем возрастет тяга к

speed- и thrash-metal. А жаль...


Тем, кто хоть немного знаком с музыкальной гармонией и знает

как строятся аккорды, дальнейшая беседа будет несколько понятнее.

Итак, начнем издалека, а именно с Древней Греции. Теперь

настало время еще раз вспомнить Пифагора. Один из его опытов

заключался в следующем : он натянул между двумя колышками, вбитыми

в доску струну, при этом так, чтобы она издавала наиболее низкий

звук. Затем он закрепил эту же струну ровно посередине и

установил, что струна зазвучала на октаву выше. Далее Пифагор

продолжал делить пополам части струны,и во всем слышимом диапазоне

уложилось семь октав. Затем Пифагор заметил, что, если зажать

струну в точке, делящей ее на треть и две трети, и заставить

звучать большую часть, то между тонами открытой и прижатой струн

образуется интервал равный квинте ( пять полутонов ). При

дальнейшем делении части струны по этому принципу получается 12

квинт во всем диапазоне, причем верхний звук последней, 12-й

квинты примерно совпадает с последним звуком 7-й октавы. Другими

словами 12 квинт приблизительно равны 7 октавам.

Все это мы припомнили для того, чтобы была понятнее следующая

идея древних греков. Примечательно то, как они представляли себе

мир звуков. Они нашли очень интересный и вместе с тем красивый

способ представления созвучий : они представляли их как отношения

целых чисел, т.е. как рациональные дроби. При этом естественно

шумы представлялись как иррациональные числа. Чем меньшим числом

характеризовалось отношение тонов, тем более они созвучны. И

действительно : 1:2 - октава, 2:3 - квинта, 3:4 - кварта, 4:5 -

терция и т.д.

Так вот. Скажем пару слов о строении аккордов. Основу любого

аккорда, будь то мажор или минор, составляет трезвучие,

построенное в терцию от основного тона. Отличие минора от мажора

заключается лишь в том, что между вторым тоном и первым в миноре -

малая терция, а в мажоре - большая. Суть не в этом. Как видно из

классификации древних греков, основу аккорда составляют созвучия,

определяемые числовым отношением 4:5. Надо сказать, что оно

довольно велико.

Теперь скажем пару слов о классической и, к примеру, джазовой

музыке. Аккорды, используемые в аккомпанементе к музыкальным

произведениям данного сорта, являются, как правило, более

сложными, нежели обычные трезвучия. Это значит, что помимо тонов,

составляющих основу-трезвучие данного аккорда, последний содержит

звуки, составляющие с основным тоном такие музыкальные интервалы

как септима, секста и др. Теперь уже становится ясно, куда мы

клоним. Интервалы, образующиеся между тонами сложных аккордов,

выражаются числами, куда большими, чем 4:5 ( как для терции ), а

именно порядка 8:9 для септаккорда. Таким образом, по идее древних

греков, классическая музыка должна гораздо больше терзать наш

слух, нежели более простая ( например, эстрадная ).

Таким замечательным способом мы подошли к феномену Beatles.

Одной из основ их грандиозной популярности являлось именно то, что

аккомпанемент к их песням по большей части состоит из простых

аккордов ( трезвучий ). Гораздо более редко можно встретить здесь

септаккорды, а более сложные аккорды и подавно. То есть

человечество, шагнув за Beatles выбрало путь простой музыки. И это

еще один пример, когда гениальное оказалось простым. Здесь можно

отметить, что ко многим музыкальным произведениям можно правильно

с точки зрения музыкальной грамоты составить аккомпанемент, не

содержащий ничего, кроме трезвучий. А это значит, что копание

композиторов-классиков и джазистов в поисках новых сложных с точки

зрения мелодизма и гармонии форм не имеет под собой очень веских

оснований. То есть, если им это нравится, то на здоровье, но если

их произведения не нравятся остальным, то это еще совсем не

обязательно означает невежество слушателей. Итак, усложнение

мелодии и гармонии музыкальных произведений является, конечно,

путем развития музыки, но это не значит, что он единственно

возможный и единственно правильный. А отсюда вытекает, что, к

примеру, блюз по своей идее не должен так сильно, как показывает

анкетирование, привлекать слушателей. Настоящий блюз это настолько

сложная по своей мелодике и гармоническим ходам музыка, что просто

непонятно, как он может привлекать такое количество слушателей. А

любителей блюза более чем достаточно. По данным опроса их 20%.

Возможно, это чисто субъективное мнение, но по мнению авторов,

некоторые респонденты солгали в том, что они любят блюз. То же

самое можно отметить и насчет классики. Ее любителей оказалось ни

много ни мало, а 40%. Это уже весьма странно. Мы должны

подчеркнуть, что по всей видимости, эта цифра сильно завышена, но

не по вине авторов ! Что касается одного из авторов, то он

ручается, что никогда в жизни, придя к кому-нибудь в гости он не

замечал людей за прослушиванием классических произведений. Это

дает основания предполагать, что некоторые люди ведут себя не-

честно, отвечая на вопрос, любят ли они классическую музыку.

Причем в большей степени они лгут не корреспонденту, а себе. Но

это уже другая тема, а мы перейдем к рассмотрению особенностей

металла, как музыки.


Вернемся к феномену Beatles. Как уже отмечалось, они играли

просто. А теперь, если мы возьмем какое-нибудь металлическое

произведение и сравним его по строению гармонии с Beatles'овским,

то, вероятно, очень больших отличий в качественном составе

аккордов мы не обнаружим. И для этого существует одна, мало кому

известная причина. Дело в том, что металлические группы используют

специальные гитарные преобразователи такие, как, например,

distorsion. При их помощи звук "извращается" и превращается в

характерный скрежет. Так вот, обычные трезвучия в искаженном

варианте звучат одним монолитным, тяжелым, "железным" звуком.

Добавление же к аккордам надстроек, т.е. таких ступеней, как

септима, секста и т.п., превращает некогда прекрасно звучав-

шее трезвучие в бесформенную размазню. И отсюда понятно, почему

сложные аккорды в металле практически не применяются ( исключение

составляют вещи, исполняемые частично или полностью на

акустических гитарах без приставок ). Таким образом, наша идея

ясна : по строению гармонии металл ближе ко всеми любимым Beatles,

нежели к классике.

Однако, можно отметить еще и то, что в металле часто

применяются гармонические ходы, изобретенные самим металлом.

Например, в тональности ми-минор возможет такой переход :

G-F#m-F-Em, являющийся частным случаем использования аккордов не

принадлежащих данному ладу. Такие гармонические переходы

используются обычно для плавного перехода от одного аккорда к

другому. В металле же это используется настолько часто, что пере-

стает быть обычным украшением аккомпанемента. Насколько известно

авторам, такая последовательность редко встречается в бит и поп-

музыке.

Но это не все. Музыка, как говорится, покоится на трех

"китах" : мелодии, гармонии и ритме. С гармонией все более менее

ясно. Посмотрим, как дело обстоит с двумя другими "китами".

Что касается мелодии, то можно сказать, что зачастую этот

"кит" в металле несколько слабее, чем, например, в классике или

бит-музыке. Но по сравнению с поп-музыкой и тем более с таким

направлением, как рэп, металл по мелодике вполне способен

конкурировать и даже превосходить их. Возьмем, например, Yngwee

Malmsteen'а. Его мелодии могут дать фору любой попсовой команде.

Однако в данном вопросе, металл оказывается по характерным

мелодическим ходам ближе к классической музыке.

Рассмотрим теперь третье основание металла - ритм. Тут, в

принципе, особо говорить не о чем. Все можно сказать одним словом:

ритм - основа металла. Если в блюзе мы имеем импровизацию

мелодическую, то здесь для нас открывается импровизация

ритмическая. Этот вид импровизации не менее сложен, чем

классический. Обилие ритмических ходов, их постоянная смена даже

на протяжении одного музыкального произведения зачастую просто

грандиозно. Иногда можно удивляться тем вещам, которые музыканты

творят на своих гитарах. Но, видимо, это служит и одним из

основных отталкивающих факторов металла. Конечно проще переварить

попсовый ритм, который будучи задан в начале произведения уже не

изменится до его конца. Но, если так рассуждать, то мы можем

сказать, что человек, которому не под силу принять ритмические

ходы металла, просто не готов к его восприятию. И не надо ни в чем

обвинять саму музыку.

Вообще то металл нужно связать с понятием риффа. Так называют

повторяющийся участок баса или аккомпанемента. Гитарный рифф как

бы вбирает в себя и ритмический рисунок и линию аккомпанемента.

А теперь перейдем к собственно социологии.

Чем же привлекает и отталкивает металл ? 40% опрошенных

тяжелая музыка привлекает именно музыкальными формами, а именно

мелодикой, гармонией и ритмическими сбивками. Надо подчеркнуть,

что эти 40%, это все люди, не обязательно отметившие металл, как

одно из любимых направлений. То есть для этих людей металл

привлекателен музыкальными формами, однако другие факторы взяли

верх, и металл не стал любимым направлением. С другой стороны, 30%

респондентов отмечают, что железо отталкивает их. И при том ни чем

иным, как музыкальными формами. Этим людям тоже легко найти

оправдание, просто вытекающие из вышесказанного.

Мы же перейдем к другим аспектам данного вопроса.


Действительно, как различные аспекты металлической музыки

влияют на слушателя? Что его отталкивает, что притягивает, и в

какой степени ?

Рассмотрим вначале, чем привлекает металл слушателя. 43%

респондентов отметили, что железо влечет их к себе именно тем, за

что его так прозвали - музыкальными формами, уже описанными

неоднократно выше в нашей работе. В два раза меньшую аудиторию (

19% ) металл привлекает также текстами. А почему бы и нет ? Если

бы люди, со слюной у рта доказывающие, что металл это дерьмо, хоть

раз в жизни знали английский язык и применили его к железным

текстам, их отношение вероятно претерпело бы некоторые изменения.

Ведь даже если они не хотят слышать ничего социального и

политического, то у металлических групп есть и чисто нравственные

песни и даже вещи о любви. ( Как пример можно привести песню

группы Metallica Nothing else matters. ) Еще чуть меньшую группу

товарищей металл привлекает имиджем исполнителей. Конечно, тут

можно очень много наговорить. Возьмем например W.A.S.P. Здесь есть

все : сценические костюмы состоящие из дисков от циркулярной пилы,

пиротехнические эффекты, грим и многое другое, включая поведение

на сцене. Но если посмотреть по-человечески, то в глазах

исполнителей, несмотря на их имидж, все же не сквозит идиотизм,как

у многих попсовых исполнителей. Не будем никого больше обижать и

перейдем к обсуждению более приятной для большинства людей темы :

Чем металл отталкивает ?

Здесь, как оказалось, говорить не о чем. Все ответы,

заготовленные нами для покрытия этого вопроса были выбраны в

равной степени. Т.е. людей одинаково отталкивают и имидж, и

гитарные риффы, и стихи. Вот это то как раз и есть подтверждение

высказанной нами ранее идеи о том, что большинство людей пытаются

обвинять металл,не зная совершенно предмета. А мы со своей отчасти

просветительной, работой все равно никогда и ничего изменить не

сможем в силу сложившихся стереотипов, общественных предрассудков

и самого обыкновенного людского тщеславия.

Все. Больше тут говорить не о чем.


В связи с тем, что наше анкетирование в некоторой мере было

связано с музыкой вообще, то мы получили некоторый маленький

хит-парад, но не отдельных групп, а целых направлений. Насколько

это серьезно, судить не нам, но с результатами авторы хотели бы

познакомить всех остальных.

Итак, в анкете был вопрос : Какой музыкальный стиль или напра-

вление Ваши любимые ? Все возможные ответы состояли из следующих

вариантов :

1. Классическая музыка

2. Фольклор, народная музыка

3. Блюз

4. Рок-н-ролл, буги-вуги

5. Бит музыка

6. Новая волна

7. Эстрадная музыка

8. Поп-музыка

9. Рэп, хип-хоп и т.п.

10. Советский рок

11. Глэм-, глиттер рок

12. Хард-рок

13. Хэви-метал

14. Speed-, thrash-, death-metal, grind-core

15. Что-то иное

И вот что у нас получилось в итоге ( с цифрами ) :

1. Классическая музыка = 41%

2. Поп-музыка = 39%

3. Рэп, хип-хоп и т.п. = 35%

4. Эстрадная музыка = 34%

5. Бит музыка = 29%

6. Блюз = 21%

7. Рок-н-ролл, буги-вуги = 20%

Советский рок = 20%

8. Новая волна = 15%

9. Фольклор, народная музыка = 11%

10. Хард-рок = 11%

Что-то иное = 11%

11. Speed-, thrash-, death-metal, grind-core = 10%

12. Хэви-метал = 9%

13. Глэм-, глиттер рок = 2%

Вот это уже называется прикол. Не правда ли ? Большинство

респондентов, как оказывается, торчат от классики ! Ужасно интересно! Но, об этом мы уже говорили.

Сразу за классикой в списке популярности идет непосредственно

попса. Ну этого и следовало ожидать. Основной массе человечества

разбираться в музыке не дано. Чего им надо от последней ? А вот

чего. Надо чтобы было заразительно, весело, необязательно качест-

венно и честно, чтобы был запоминающийся ритм и простенькая мело-

дия. Ничего более крутого им не нужно. Нет смысла объяснять этим

людям,что существует море более интересных в музыкальном плане ве-

щей. Можно быть практически уверенным, что разговор сведется к

тому, что Вы идиот, а их вкусы это просто то, что нужно, так и до-

лжно быть и лучше этого ничего в мире нет. Не будем об этом гово-

рить, это противно.

Дальше - рэп, хип-хоп. То же, что было сказано про поп-музыку,

можно сказать и об этих направлениях.

Затем - эстрада. Ну это привилегия взрослой аудитории. Им и

карты в руки. С ними спорить о музыке просто бесполезно в большин-

стве случаев. Они считают, что если человек учился в свое время

петь, то этим все сказано. Если Кобзон ( ученый человек ) поет

чушь, то это, по их мнению, еще ни о чем не говорит, поскольку по-

следний чему-то учился. Петь чухню - это пристойно, главное вы-

учиться перед этим.

Популярность бит-музыки также понятна. Что ни говорите, а ле-

гендарные Beatles сделали свое дело. Для людей не слишком старых

и не слишком молодых это музыка их молодости, при том что она дей-

ствительно хороша. Однако отметим, что популярность этой музыки,

не смотря ни на что, гораздо ниже, чем классики вместе с попсой.

Ну да ладно.

Примерно такую же популярность имеют рок-н-ролл, буги-вуги

и советский рок. ( Последний от рок-н-ролла ушел не слишком да-

леко. ) Здесь видны старания почетных музыкантов, начиная с Эл-

виса Пресли и т.п. вплоть до наших ДДТ.

Ну а металлу уготованы самые что ни на есть последние места.

Об этом даже говорить скучно. В процессе написания данной работы

авторы столкнулись с такой звериной ненавистью к тяжелой музыке,

что сейчас что-то доказывать, о чем-то спорить и пытаться присмо-

треться к металлу просто противно. От этого веет такой безысход-

ностью, что просто опускаются руки.

Можно остановить внимание на возрастном аспекте проблемы. Если

ограничится тем, что рассматривать самые основные направления,т.е.

по нашей анкете это попса и классика и присовокупить к ним металл,

поскольку эта работа так или иначе о металле, то все чувства в

данном вопросе можно излить в трех картинках :

Любовь к ¦ +--------

классике ¦ ¦

¦ --------+

+--------------------- Возраст

14 24 60

Любовь к ¦ --------+

попсе ¦ ¦

¦ +--------

+--------------------- Возраст

14 24 60

Любовь к ¦

металлу ¦ +---+

¦ ----+ +--------

+--------------------- Возраст

14 17 24 60

Таким образом попсу любят до 24 лет, классику после 24, а

металл, в силу своей истинной андеграундовости, между 17 и 24 при-

чем меньше, чем что-либо другое ( в частности попсу ).

Если же мы теперь рассмотрим проблему корреляции наличия музы-

кального образования и любимого стиля в музыке, то мы будем повер-

жены окончательно и бесповоротно. Так вот. Оказывается, что люди

с музыкальным образованием больше жалуют классику нежели люди без

него. Попсу они уважают меньше. А металл не просто больше, а про-

сто очень сильно больше - почти в три раза ( 19% для людей с музы-

кальным образованием и 7% для людей без него ). Вот такая вырисо-

вывается картина. Не знаем как Вам, а нам она очень нравится. По-

пробуйте догадаться почему.

В связи с половыми различиями ситуация в целом сохраняется, но

можно отметить один незначительный нюанс : женщины гораздо больше

любят эстрадную музыку, чем мужчины.


Честно говоря, сказать то в заключение и нечего. Хотим просто

заверить любознательного читателя в том, что никакой подтасовки

фактов в данной работе не было, а полученные результаты могут быть

неточны из-за сравнительно небольшой выборки ( напомним 190 чело-

век ).

Скажем также, что во всех вопросах, которые были затронуты в

данной работе, было высказано субъективное отношение авторов к

той или иной проблеме.

Единственное, чего бы хотелось авторам, это сказать : "Люди !

Слушайте металл, откройте для себя эту музыку. Вы поймете, что

существуют великолепные с любой точки зрения образцы музыкальных

произведений данного направления. Если Вы не привыкли бездумно

потреблять музыку, то металл доставит Вам массу удовольствия и

целую кучу тем для размышления."

 
E4F2344881E2-2.jpg

Металл

D80D5022CCA4-1.jpg

Фотогалерея