О металле и не только - Потребность в музыке |
Страница 7 из 12
Еще Кейт Ричардс - гитарист хорошо всем известных Rolling Stones в одном из интервью сказал, что потребность человека в му- зыке является одной из самых значительных : скорее всего она сле- дующая после потребностей в воздухе, еде и сексе. И он чертовски прав ! В этом особенно убеждаешься, когда по телевизору крутят историю самих Rolling Stones с хроникальными кадрами, запечатлев- шими бьющихся в слезной истерике девиц на концерте легендарной группы. В принципе,то же можно отметить и на сегодняшних концертах металлических групп, только нет никаких слез : все выражает только единство. Тут можно обратить внимание на характерный жест : сред- ний и безымянный пальцы прижимаются к ладони, а указательный и ми- зинец торчат на подобие рожек дьявола. На самом деле все просто. Такое положение пальцев означает первую букву английского Unity, что означает единство. Можно вспомнить еще Пифагора - первого, кто открыл законы му- зыкальной гармонии и, можно сказать, просветил человечество. Имен- но он задался вопросом : отчего одновременное звучание нескольких музыкальных тонов в некоторых случаях благозвучно, а иногда стран- но некрасиво. Именно он открыл во всем слышимом диапазоне музы- кальных звуков существование семи октав, а также многое многое другое. Античный философ считал одной из самых чудесных и гармо- ничных сущностей мир музыкальных звуков, подчиняющийся законам му- зыкальной гармонии. Но мы отвлеклись. Перейдем сейчас к дру- гому вопросу, а к Пифагору вернемся немного позже. И вот таким замечательным образом мы подошли к одному из воп- росов анкеты : Как часто Вы слушаете музыку. Совокупность ответов блестяще подтверждает вышесказанное: всего 1% опрошенных настояли на том, что они не слушают музыки совсем. Трудно понять таких лю- дей, ведь для того, чтобы воспринимать музыкальное произведение совсем не обязательно обладать музыкальным слухом. Можно сказать даже большее : для того,например, чтобы аккомпанировать себе на гитаре отсутствие абсолютного музыкального слуха не является прег- радой. Может это и не общеизвестно, но это так. Как говориться, главное, чтобы желание было. Далее, 17% респондентов слу- шают музыку изредка. Вообще говоря это вполне понятно, ведь сейчас со свободным временем весьма проблематичная обстановка. Просто такие люди не могут, например, слушать музыку во время ра- боты, она может их отвлекать. Но в этом нет ничего страшного, мож- но даже сказать, что это естественно. Итак, идем дальше. 41% опро- шенных признаются в том, что слушают музыку часто. Тут коммен- тарии, на наш взгляд, излишни, поскольку, как было отмечено выше, потребность человека в музыке весьма велика. И это подтверж- дается тем, что людей, которые слушают музыку всегда, когда это возможно, самый большой процент - 44%. Обратим теперь наше внимание на возрастной аспект данного воп- роса. Среди опрошенных были люди различного возраста : от 14 и до 60 лет. Все респонденты были разбиты на следующие возрастные груп- пы : 14 лет - 16 лет - учащиеся старших классов; 17 лет - 23 года - учащиеся ВУЗов или недавно закончившие обу- чение; 24..30, 31..40, 41..50, 51..60 - научные работники и т.д. По данным анкетирования можно отметить следующие особенности. Во-первых, люди, совсем не слушающие музыку, нашлись только в двух последних возрастных группах ( то есть их возраст от 41 до 60 лет ). Ну здесь все понятно, можно с большой долей уверенности пола- гать, что этим людям не хватает свободного времени. Таких людей имеется порядка 5-6%. Во-вторых, процент людей, слушающих музыку изредка, наиболее высок среди людей, чей возраст попадает в третью и четвертую группы ( то есть им от 24 до 40 лет ). Этот процент колеблется от 33% и до 35%. Как сказал бы Карлсон, который живет на крыше, это люди в самом расцвете лет. Понятно, что в этом воз- расте время, которое могло бы тратиться на музыку, заметно съеда- ется другими заботами. Это наиболее занятые люди, так как на данный возраст приходится пик их деятельности. И как следствие, можно ожидать нехватку свободного времени с одной стороны и жела- ние удовлетворить свои потребности в музыке с другой. И в-третьих, во всех возрастных категориях больше всего людей, слушающих музыку часто ( или всегда, когда это возможно ). Число таких су- бъектов колеблется от 30% до 50% для разных возрастных групп. Ну вот, с частотой прослушивания так или иначе разобрались, теперь можно перейти к целям поглощения музыки. В данном вопросе, как ни странно, существует приличный процент субъектов, которые не имеют понятия, зачем они слушают музыку. Всего таких людей порядка 7%. Надо сказать, что по меньшей мере это весьма странно, и тем не менее это так. Основной же аудиторией слушателей движет, по данным анкетирования, желание отдохнуть и расслабиться ( 66% ). Также немногим меньшее число респондентов отмечают одной из главных причин получение от музыки заряда энергии ( это 51% опрошенных ). Такие причины понятны, и, видимо, они и обуславливают ту великую потребность человека в музыке, на которую намекал Кейт Ричардс. Однако наряду с людьми, пресле- дующими такие благородные цели, находятся и те, кто слушает музыку от нечего делать. И этих людей достаточно много - 20%. Здесь навязывается интересный вопрос : ПЯТАЯ ЧАСТЬ человечества слушает музыку от нечего делать и вместе с тем ПОЛОВИНА людей делают это ЧАСТО или ВСЕГДА, когда это возможно. Как коррелируют эти данные, и какие из этого можно сделать выводы ? Так вот, эти сведения весьма сильно зависимы. А именно : прак- тически все ( 3/4 ), кто слушает музыку от НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ, делают это в данной степени ЧАСТО ! Значит у этих людей есть время, когда им нечего делать, и притом его очень много. Таким образом, не смотря на скорость нашего времени, находятся люди ( и их ни много ни мало,а шестая часть ), у которых навалом свободного времени.Это напрочь отметает наше предположение о привлекательности скоростной музыки, как само собой разумеющейся. А значит рушатся все предпо- ложения о том, что в связи с нашим временем возрастет тяга к speed- и thrash-metal. А жаль...
|