Home Heavy Metal
Heavy Metal - истоки и направления
Индекс материала
Heavy Metal - истоки и направления
Гром греми!!!
От харда к хэви через панк.
А в чем разница?
Первопроходцы и пионеры.
Эволюция продолжается.
Мерзкий и быстрый.
Мощный и смертельный.
Экстрим.
Мрачный и судьбоносный.
Народный.
Готический и прогрессивный.
Дети подземелья.
Все страницы

Heavy Metal - истоки и направления


Этот талмуд написан по материалам статьи из журнала "Хулиган" с
дополнениями от меня. Если я что-то пропустил, забыл или напутал -
поправьте.

Поехали!

Cовременную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все, но менее
известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в
роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара
должна звучать как гитара обычная - просто громче, сочнее и ярче.
Любой фон или искажение воспринимались как «срач», как брак
настройки звучания. (Справедливости ради стоит сказать, что еще в
середине 30-х годов некоторые черные блюзмэны чуть «прифуживали»
свои «доски», но это считалось чисто блюзовым выпендрежем и никак не
влияло на остальные музыкальные стили.)

Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники,
гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и
частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь,
повлекло изменение приемов игры, ведь "овердрайв" - не шестиструнка.

Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое
звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из
не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в
королеву бала, задвигая порой даже вокалиста. Неугомонные
экспериментаторы начали обрабатывать перегруженный звук
дополнительными приборами - эквалайзером для изменения частоты,
фейзером или хорусом для игры с модуляцией, ревербератором для
придания глубины - ну и так далее.

Понемногу для плотности и разнообразности партий в группах стали
появляться вторые - а там и третьи гитаристы (что по меркам старых
музыкантов было просто дикостью), музыка стала упрощаться, но
приобретать бoльшую мощь, ритм-секция начала уделять серьезное
внимание прокачке общего звучания, в обиход плотно вошли риффы -
короче, маховик завертелся. И вертится до сих пор...




Сам термин, которым часто обозначают всю "тяжесть", - металл -
пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном
контексте словосочетание "heavy metal" применил в романе "Naked
Lunch" (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую,
агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй
Мировой на американском солдатском жаргоне "heavy metal" обозначало
артиллерийскую канонаду).

В 1968-м парни из известной американской группа Steppen Wolf в песне
"Born to be wild" тоже пели "I like... heavy metal thunder" - и хотя
в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек,
позже это стало расцениваться как манифест хайратых: "люблю, мол,
когда хэви металл гремит". А уж после того, как музобозреватель
журнала "Creem" Лэстер Бэнгз использовал в статье словосочетание
"heavy metal", эта связка окончательно стала обозначением нового
музыкального направления. Уточнение "heavy" в итоге отмерло, но
суть-то осталась. Громче, яростнее, оторваннее. Пусть, так сказать,
гром гремит и кусты трясутся.




Года с 1965-го тяжелые гитары на сцене появляются все чаще и чаще.
Группы типа Kinks, Who, Cream, a также составы Джеффа Бека и Джимми
Хендрикса стали переосмысливать американский блюз и рок-н-ролл, все
более ужесточая и ускоряя его звучание. Таким образом и стал
формироваться хард-рок - дедушка современного металла.

Затем в Америке и Англии - основных на тот момент рок-н-ролльных
странах - ритмы стали ускоряться еще сильнее, а звучание гитар
уплотняться еще больше. Закладывали основы музыки будущего такие
парни, как Deep Purple, Budgie, Black Sabbath, AC/DC, а
театральность, свойственную металлу вообще, привнесли Элис Купер,
T-Rex и, конечно, великие и ужасные Kiss. Считается, что уже в
середине 70-х эти ребята играли т.н. "glam-metal", или глэм. Его
основные признаки - это именно театрализованность, грим, прически,
мощное шоу... Нельзя сказать, что музыка глэмеров была уж очень
тяжелой, - но любовь к красочности, различным кладбищенским
символам, пафосу и понтам они металлическому року все-таки подарили.

Ближе к концу 70-х, с появлением панк-рока, уже растерявший свою
академичность хард-рок и вовсе изменился - музыка стала еще быстрее,
еще грязнее и еще громче. И хотя мода на ранний панк быстро прошла,
музыкальные идеи остались на сцене: хард-рокеры постепенно изменили
свои музыкальные взгляды, и на стыке "нового" хард-рока и
"скоростного" панка возникла более жесткая и техничная музыка, чем
панк. Основными ее принципами были старые добрые догмы: еще громче,
еще быстрее, еще брутальнее. Короче, хард-рок кончился. Начался
хэви-металл.




Стоит врубиться вот во что: хард-рок в принципе будет полегче, он не
такой мрачный, как хэви-металл, не такой пафосный. Хард-рокеры не
поют о загробном мире, и вообще они ребята более жизнерадостные.
Хард-рок, как правило, гораздо более техничен и сложен музыкально:
если в хэви рифф часто является единственной основой для песни, то в
харде он просто разнообразит аранжировку и часто просто несет
функцию "моста" (бриджа) между припевом и куплетом. Ударные в
хард-роке не молотят так часто, гитаристы не чешут так плотно - ну,
короче, все подарки от панк-рока достались металлу. А вот хард -
музыка более жизнерадостная, более ритмичная и сложная. Каждому свое.




Одними из первых альбомов легендарного хеви-металла 80-х стали диски
немцев Accept "I`m Rebel" (1979) и англичан Judas Priest "British
Steel" (1980). Вслед за ними оформилась целая волна хеви-металла, в
которой немалую роль играли британцы - Iron Maiden, Saxon,
Motorhead. Затем свои металлисты появились везде: Twisted Sister и
Manowar в Америке; Accept, Bonfire, Scorpions в Германии; Trust во
Франции, легендарная шведская Europe, чуть позже (1984-1986) - наши
"Ария", "Шах", "Черный Обелиск"... Металлическая "зараза"
молниеносно распространилась по свету, и тяжелые квинты зазвучали
даже в Японии и Индии.

Между прочим, многие из групп тогдашней волны так или иначе
использовали хард-роковые наработки 70-х. Например, группа AC/DC
пришла в очень тяжелый хэви именно из хард-рока. Поэтому ранние
работы металлистов часто называют еще "хард-энд-хэви"
(металлизированный хард-рок), поскольку хард-рок и хэви-металл в них
в разных пропорциях объединены.




Классический Heavy-Metal, породив таких монстров рока, как Iron
Maiden, Judas Priest, Twisted Sister, Accept и т.д., быстро осознал
себя как мощный и четко сформированный стиль. Он и посейчас остается
одним из феноменов массовой культуры - до сих пор такого взрыва
популярности и продаж не было практически ни у одного стиля (не
берем в расчет поп и диско, эти - всегда вне конкуренции).




Ускоренная версия heavy-metal с многочисленными гитарными "поливами"
была названа Speed-Мetal (от слова "speed" - скорость). В Америке на
базе хэви был придуман трэш (thrash-metal), отличающийся отрывистым
звучанием гитар, частыми изменениями ритма и рычащими голосами
вокалистов. Самые известные трэшеры - Metallica, Megadeth, Anthrax,
Kreator и Slayer. Хотите познакомиться с трэшем тех времен -
послушай ранние диски Metallica, Anthrax, Metal Church или Bathory.




На стыке хэви и спида появился т.н. Power-Metal - это будет
помелодичнее и полегче. Упор на красивые мелодии и стихи, пышное и
симфоничное звучание. Самый яркий представитель power-металла -
патриархи немецкой сцены Helloween и Gamma Ray. Финской -
Stratovarius. Современники: Sonata Arctica, SkyLark, Warmen (проект
Янне Вармена - клавишника Children Of Bodom, тоже сюда отнесу, и
целая куча других.

Более экстремальной смесью трэша и спида стал Death-Metal. В нем
особенно много внимания уделяется звучанию - для создания
соответствующей атмосферы гитаристы убирают всю среднюю частоту
звука, а низкие частоты выставляются на максимум. Главный принцип
дэт-металла - никакой попсовой мелодики, никакого пения - только
экстремальное звучание, жесткий перегруз и брутальность! Коллективы:
Death, Cannibal Corpse, Vader.......... В обязательном порядке
следует упомянуть так же и Melodic-Death-Metal - в этом течении
вполне по-силам выделить мелодию (и совсем не примитивную!) из
песни, что бы потом ее напевать. Банды: In Flames, Children Of
Bodom, Kalmah, Cadacross, Kalisia, Suidakra, Dark Tranquillity...



Grindcore/Deathcore. Grindcore - стык панка и трэша. Отцами стиля
являются англичане Napalm Death. Характерные черты стиля: очень
короткие "песни" - вплоть до 3-5 секунд, максиммум - 2 минуты.
Взрывы металлического шума, гитарная и ударная техника на пределе
человеческих возможностей, сопровождаемые кровохарканьем в качестве
вокала. Тексты песен часто посвящаются социальной и политической
несправедливости и прочим подобным вещам. Никого кроме Напалмов не
знаю :)




Black - "черный", или "мрачный", металл зародился благодаря группе
Venom. Собственно, их альбом "Black Metal" (1983) и дал название
всему течению. Этот стиль несколько похож на трэш/спид/дэт, но имеет
более "размытое" звучание. Здесь тоже не принято особо петь, больше
- рычать, однако весьма часто гроулинг сочетается с чистым вокалом
(как мужским, так и оперным женским, но это касается прежде всего
симфо-блэка). В обычае использовать клавишные для создания фона и
иногда для соло. Блэк удачно смешивается с Gothic/Doom металлом, и
сегодня это - преимущественно жесткая, но мелодичная музыка с
фольклорными мотивами и частым использованием дополнительных
музыкальных инструментов. Самые известные на сегодняшний день
блэк-металл команды - Cradle Of Filth, Dimmu Borgir, Immortal...

Doom-Metal - своеобразный отпрыск блэк- и дэт-металла. Медленный,
мрачный и депрессивный. Единственный неагрессивный, даже
расслабленный стиль металла. Здесь велика роль клавишных, часто
используются нехарактерные для металлического рока инструменты -
флейты, скрипки. Сейчас редко встретишь представителей чистого Doom,
больше распространен гибрид Doom и Black - Dark-metal. В стиле
Dark-metal лабают Katatonia, Samael, Graveworm (Обязательно
послушайте их кавер на Iron Maiden - Fear Of The Dark) и др.




Рagan - "языческий" Мetal - основан на обрядовой мелодике
дохристианской эпохи северных народов. Часто используются народные
инструменты - гусли, балалайки, а также фольклорные мелодические и
гармонические ходы. Ну, и соответствующие языческие темы песен.
Ярчайшими представителями этого стиля в России - являются Северные
Врата.

В противоположность ему Classical и Neo-Classical Metal базируется
на европейской музыке средних веков - как церковной, так и светской.
Строго говоря, металлисты вообще всегда любили классику, уже в самых
ранних записях Deep Purple - Лорд (бывший церковный органист)
применял полученные навыки, а уж цитату из Бетховена в соло из
легендарной песни "Metal Heart" группы Accept не слыхал только
глухой.




Современный Gothic-Metal не сильно похож на своих предшественников
из конца 80-х, он сильно изменился с выходом The Gathering
"Mandylion", Lacrimosa "Inferno" и Wish "Monochrome". Сейчас
готик-металл - это более мягкая смесь дэта и дума. Характерные черты
- чистый вокал, обилие клавишных, меланхоличная депрессивная
атмосфера. Стоит послушать альбомы таких групп, как Lacrimosa,
Crematory и MoonSpell. (Хима-Расмуса не будет. 14-15 летние
девочки-готки могут начинать орать).




В 90-х годах металл гибридизировался еще больше, причем так
называемая "альтернатива" (Alternative-Metal) стала одной из
наиболее продаваемых форм металла вообще. Затем металл стал
скрещиваться с гранджем (grunge), индустриальной музыкой
(industrial) и даже хип-хопом - в плане ритмики. А в конце концов из
всей этой мешанины выкристаллизовался самый новый металлический
стиль, который так незамысловато и называется - "Новый металл".

Nu-metal, начал формироваться в начале 90-х, с выходом дисков Korn и
Deftones. Nu-metal - дитя своего времени - всеяден и беспощаден: в
нем, как в блендере, смешивается все - хардкор, рэпкор, трэшкор,
грандж, альтернатива и что-нибудь еще по вкусу. Причем все это в
итоге приобретает вполне съедобный (для некоторых) вид. А в целом -
ботва. Самые известные банды Nu-metal - Korn, Linkin Park, System of
a Down, Limp Bizkit, Machine Head, Slipknot, P.O.D. и многие другие.


Лично я к этому стилю не испытываю никаких симпатий. Как и "новые
металлисты" к старой школе 60-80-х - архаизм, дескать.


 

 
9E913A52DD0E-2.jpg

Металл

B1BCF9497F45-1.jpg

Фотогалерея