Home Интервью Александр Ф Скляр Человек всегда должен жить около воды
Александр Ф Скляр Человек всегда должен жить около воды
Тематика прошлой пластинки музыканта - море - оказалась столь увлекательной для Александра Ф.Скляра, что и свой новый альбом артист посвятил той же завораживающей стихии. Так были записан выходящий 28 апреля альбом «Песни моряков. Часть вторая».

На этот раз Александр Ф. Скляр поет песни не свои, а обращается к богатому наследию советской и российской эстрады - от Леонида Утесова до Аркадия Северного. Изменился и жанр. Рок-н-ролл здесь уступил место шансону - разумеется, в правильном, благородном значении жанра.

В преддверии выхода нового альбома с музыкантом общался обозреватель «Новостей шоу-бизнеса NEWSmusic.ru».
Александр Ф. Скляр
Александр Ф. Скляр

- Александр, откуда же у вас такая любовь к морю? Ведь вы родились и выросли отнюдь не в портовом городе. Да и на флоте не служили…

- Кто сказал: «Здесь перекресток ста пятнадцати морей – Охотный ряд, Охотный ряд»? Визбор, по-моему. (После паузы). Не всегда место, где мы родились, является нашей реальной внутренней родиной. Это тоже кто-то сказал, не я придумал. А человек, который родился на море, может и не быть «морским» при этом, и всю жизнь стремиться – успешно или не успешно – найти какое-то иное место, близкое его душе. Но мне казалось всегда, что человек всегда должен жить около воды. Водная стихия как таковая должна быть рядом с ним.

С того момента, как я осознал, что уже не ребенок, а, скажем, подросток, я понял, что мне этой водной стихии просто не хватает, когда я нахожусь в Москве, где, собственно, большую часть времени и жил. Сначала мне ее не хватало просто как физической стихии, хотя у меня озеро есть на даче, в Купавне, в котором я плавал с детства. Но я не жил на берегу Москвы-реки, хотя родился на Фрунзенской набережной. А потом водная стихия начала превращаться для меня и в некий символ. И то, через что все подростки проходят, но проходят чаще всего бесследно, я прошел с оставшимся чувством невыполненного внутреннего предназначения.

- То есть имеется в виду вот эта морская романтика и героика….

- Даже не героика, а именно романтика. Герои-моряки, герои-подводники меня всегда несколько меньше привлекали, а вот романтика морская во мне поселилась навсегда. Да, первоначально она пришла от того же озера, от первой поездки на Черное море, которую я маленьким мальчиком совершил со своей мамой. Может быть, это впечатления от прочитанной книжки на морскую тематику, например, «Остров сокровищ», фильмы…

- Какие, например?

- «Искатели приключений». Фильм реально моего юношества, когда человек формируется. Причем я помню это ощущение. Фильм этот шел в кинотеатре рядом с 45-й школой, где я учился, рядом с метро «Академическая». Кинотеатр на тот момент назывался «Ракета». Потом он был переименован в «Улан-Батор» зачем-то, хотя прежнее название, на мой взгляд, лучше… Так вот, я посмотрел этот фильм один раз. Через три дня я поймал себя на мысли, что мне хочется посмотреть его еще раз. Я пошел. И вышел с ощущением, что я опять его как-то недосмотрел. И еще через несколько дней я пошел на него в третий раз.

И я точно помню ощущение, с которым я вышел тогда из кинотеатра. Просто оглушенный этим невероятным волновым потоком! Который на меня обрушился и который каким-то образом срезонировал в моей душе. Да, мне было безумно жалко этих героев, которые погибают. Девушка невероятной красоты, Ален Делон очень романтический. Но это все, знаете ли, внешнее… А вот то, что внутри где-то у меня пробило – это я даже не мог себе объяснить. Но ощущение осталось. Навсегда. Пронзительное – до внутренней боли, дрожи, затрагивающее такие глубины в твоей душе, которые сам себе не можешь объяснить! И вот этих ощущений постепенно накапливалось энное количество, никак не выражаясь. И потом, в какой-то момент, я осознал, что водная стихия уже неразрывно со мной связана. И она вообще является какой-то частью фундамента во мне. И тогда я уже стал уже осознанно к ней возвращаться.

- А когда возникло желание воплотить все это художественно?

- Когда я подошел в своему 50-летнему рубежу, одним из таких накопленных и нашедших выход ощущений композиция песня «Песни моряков». Которая потом и дала название альбому. Хотя вы помните, там не все песни связаны с морем. Но общее ощущение, несомненно, морское – вот этой свободы, которая тебе дает только водная стихия. Она дает ощущение бесконечного путешествия, бесконечного счастья. И в некотором смысле может быть вообще твоей константой внутренней. А у каждого человека есть таких две-три константы. И поэтому альбом «Песни моряков. Часть вторая», конечно же, продолжение. Но он эту тему немножко по-другому продолжает.

- Теперь вы взялись за кавер-версии.

- Да. Это те песни о море, которые написаны не мной, но которые мне созвучны, которые я мог бы написать, сложившись по-другому моя жизнь. В конце концов, которые я хотел бы написать, но в силу различных причин они уже были написаны. (Улыбается). Так что это по сути диптих. Первый – авторский альбом, второй – неавторский.
Александр Ф. Скляр
Так что это по сути диптих. Первый – авторский альбом, второй – неавторский.

- Поменялся и жанр.

- Да, это произошло в силу выбранных песен. Первый альбом был сугубо рок-н-ролльным, достаточно жестким. А эти песни – более душевные, что ли. Я хотел найти песни, которые мне созвучны. И мне это удалось. И странным образом таким получилось… Сейчас ведь все это уже пост-«ва-банковская» история. Но альбом «Песни моряков» записан как будто в «ва-банковской» стилистике, а второй - как будто в моей сольной стилистике. Я вновь себя объединил, эти две составляющие. Это было мне творчески необходимо, чтобы восстановить цельность своей натуры. «Альбом «Песни моряков» записан как будто в «ва-банковской» стилистике,
Александр_Ф_Скляр_Человек_всегда_должен_жить_около_водыа второй - как будто в моей сольной стилистике. Я вновь себя объединил, эти две составляющие»

- На альбоме присутствуют и дуэты…

- Да, один. С Гариком Сукачевым. Это песня «В кейптаунском порту».

- А не возникло ли желание, раз тема морская, спеть дуэтом с Ильей Лагутенко, ведь у «Мумий Тролля» тема моря – постоянная, перманентная?

- Вот интересно было бы, когда мы с ним встретимся в более-менее спокойной обстановке, я обязательно у него спрошу, какие у него переживания связаны с морем. Но он-то родился в Владивостоке, служил на флоте...

Что касается этой записи, то у меня вообще не возникало идеи делать дуэтного альбома. С Сукачевым – это исключение. Я уже знал, какие песни будут на альбоме. И в этот момент мы поплыли по приглашению Гарика на его яхте в маленькое путешествие у берегов Хорватии, где и стоит его яхта. И я, конечно, во время нашего путешествия все время возвращался к своему, уже придуманному, альбому. И в какой-то момент мне показалось, что песня «В кейптаунском порту» отлично бы легла на дуэт именно с Гариком.

- Тем более что весьма мощный опыт совместного пения у вас с ним имеется – альбом «Боцман и Бродяга» стал в свое время весьма весомой вехой как в его карьере, так и в вашей.

- Да, но мы с Гариком вообще-то дуэтов, кроме тех «Боцмана и бродяги», и не делали. Мы, конечно, друг с другом встречались на различных сценах, но это другое. А тут я опять подумал: «Черт побери! Хорошо бы попробовать нам эту песню спеть вдвоем». И я ему предложил. И когда он пришел в студию, и мы записывали голос для этой песни, я понял, что не ошибся. Настолько органично у нас эта песня получилась вдвоем! Никто другой, как Гарик, не смог бы эту песню так спеть дуэтом со мной. После того, как она получилась, мы опять посмотрели друг на друга и вспомнили: «Как же хорошо все-таки было нам вместе работать, когда делали «Боцмана и бродягу»!

- Насколько я знаю, Александр, нашли вы себя и в телевизионной сфере. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне своей жизни.

- Сейчас я принимаю участие в проекте Первого канала «Жестокие игры». В одной из программ, вышедшей в эфир накануне Международного женского дня, я был соведущим Яны Чуриковой. Еще одна программа Первого канала, в рамках которой я путешествую по миру, рассказывая об истории и развитии различных музыкальных явлений, - программа Михаила Ширвиндта "Хочу все знать". В частности, я готовил репортаж об истории гитар и уже успел побывать в Аргентине, где работал над материалом о танго. До этого я также выступал на проекте Первого канала "Достояние республики", на котором я исполнил песню "Вальс расставания" из кинофильма 1965 года "Женщины", знаменитую "Весну на Заречной улице", с аккомпанементом музыкантов из моей группы - баяниста Рушана Аюпова и бас-гитариста Алексея Рыславского, и "Утомленное солнце", записанную совместно с "Вивальди-оркестром".

Параллельно я продолжаю вести передачу "Роковые ночи" на телеканале «Культура», где представляю раритетные записи концертов легендарных западных рок-музыкантов и рассказываю о них. Два года я также был ведущим программы "Другое кино" на телеканале ТВ3: в первом сезоне вел цикл передач "Другое кино. Страх" и показывал зрителям лучшие мировые фильмы ужасов, во втором - "Другое кино. Космос", посвященный фильмам о Вселенной. К сожалению, этот проект был закрыт по причине финансового кризиса.

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»

 
4F22192B36D5-2.jpg

Металл

DF5270D7BA19-1.jpg

Фотогалерея