Home Статьи Интересное Сімвалы Веры І Свабоды
Сімвалы Веры І Свабоды


Этот диск был издан в рамках культурной кампании по пропаганде белорусских национальных символов, инициированной издательской компанией "БМАgroup", гражданской компанией "Рок-солидарность" и гражданским агентством "Арт-сядзіба" ("Арт-усадьба"). Составители сборника - директор "БМАgroup" Виталий Супранович и поэт, журналист, публицист и музыкальный критик Витаут Мартыненка - тщательно прослушивали и отбирали материал. Работа не из легких, если учесть, что за последние 30 с лишним лет песен, посвященных бело-красно-белому стягу и белорусскому гербу "Погоня", было создано великое множество. На мой взгляд, составителям удалось объединить на диске все лучшее безотносительно к жанровой и стилевой принадлежности, месту проживания и политическим взглядам авторов и исполнителей.

Несколько слов для непосвященных. Бело-красно-белый стяг и герб "Погоня", представляющий собой изображение конного рыцаря с мечом над головой, - древние символы белорусской государственности. Все сознательные белорусы (а не "оголтелая оппозиция", как утверждают официальные СМИ) выступают за возвращение бело-красно-белому стягу государственного статуса, которого недавно удостоился герб. Однако власть хранит верность красно-зеленому флагу Белорусской ССР.

Оформление диска соответствует концепции сборника. На лицевой стороне обложки - фотография с концерта ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, на которой бросаются в глаза бело-красно-белый стяг и девушка в майке с логотипом группы и надписью "Не быць скотам" ("Не быть скотом"). На обороте вкладыша на фоне снимка, сделанного, очевидно, во время оппозиционной демонстрации, помещена небольшая вступительная статья "Сімвалы, якія яднаюць" ("Объединяющие символы"), в которой составители доносят до слушателя основную идею сборника. На внутреннем развороте - стихотворение Ларисы Гениуш "Наш сцяг" и татуировки с национальной символикой; в емкости под диском - лозунг "Жыве Беларусь!" ("Да здравствует Беларусь!") на разных европейских языках... И повсюду - изображения Погони.

Сборник имеет познавательную ценность: бонус в формате mp3 включает в себя фрагмент лекции белорусского историка Сергея Хоревского о рождении белорусской национальной символики и информацию об исторических датах, которые обязан помнить каждый уважающий себя белорус, рассказ Владимира Орлова (поэта, писателя, сотрудника Белорусской службы радио "Свобода") о стяге и о гербе, и стихотворение Витаута Мартыненки "Духовы рэнесанс" ("Духовный ренессанс").

Пробежимся по трекам диска. Подавляющее большинство представленных здесь артистов - минчане. Исключения будут оговариваться особо.

Змицер Войтюшкевич - "Сцяг" и "Жыве Беларусь!". Обе песни написаны на стихи Владимира Некляева. Обе выдержаны в маршевом, чеканном ритме и объединены общим настроением. Первая начинает сборник, вторая - звучит жизнеутверждающей кодой. Мне кажется, так и должно быть.

ЯНАРАДЗІЎСЯТУТ (ЯРОДИЛСЯТУТ) - "Ваяцкі Гімн" ("Гимн Воинов"). Музыка Владимира Теравского, слова Макара Костевича/Кравцова. В конце 90-х - начале нулевых белорусские рокеры объединялись в разовые проекты. ЯНАРАДЗІЎСЯТУТ - один из них. В него входили лучшие музыканты, такие как Лявон Вольский (N.R.M., ZET, KRAMBAMBULYA), Вероника Круглова (KRIWI), Александр Помидоров (экс-ПЬЯНЫЕ ГОСТИ, POMIDOR/OFF) и др. Песня была написана для хора приблизительно в 1917-18 году, в интерпретации же проекта она выдержана в стиле кантри и лишена своей гимничности, но от этого не стала хуже.

ПЕСНЯРЫ - "Пагоня". Музыка Владимира Мулявина, слова Максима Богдановича. Потрясающая, тяготеющая к арт-року баллада на стихи ярчайшего представителя белорусского романтизма начала XX века. А от характерного песняровского многоголосия в конце песни прямо-таки мурашки по коже!

GARADZKIJA (ГОРОДСКИЕ) - "Усё, Што Мяне Ў Гэтым Свеце Трымае" ("Все, Что Меня Держит В Этом Мире"). Музыка и слова Пита Павлова - гитариста, ныне лидера N.R.M., основателя сольных проектов PETE-PAFF и GARADZKIJA; также он сотрудничал с группами KRIWI, FLAT и СЕСТРА. Лирическая композиция о любви к родине. Ни убавить, ни прибавить.


http://sudexpa.ru/expertises/portrait/


Алексей Шедько - "Пад Зоркаю Пагоні" ("Под Звездой Погони"). Музыка Змицера Евтуховича, слова Леонида Прончака. Алексей Шедько - актер, блюзовый и рок-музыкант. В конце 80-х - начале 90-х работал в Ленинграде, где основал группу ДОКТОР МОРО. В 1992 году вернулся в Минск, некоторое время пел в группе РАДА, а в 1998-м создал собственный коллектив СЕСТРА. Теперь же Шедько примерил на себя весьма неожиданную ипостась поп-певца. И получилось очень даже мило.

Две последующие песни посвящены Грюнвальду - празднику победы под Дубровной: 15 июля 1410 года объединенное войско белорусской и польской держав разгромили немецкий Тевтонский орден.

Виктор Шалкевич - "Грунвальдскія Сцягі". Автор из Гродно, которого часто ошибочно причисляют к бардам, хотя сам он предпочитает выступать с электрическим составом. В песнях ярко выражено публицистическое начало, граничащее с плакатностью. "Нас до сих пор считали рабами... Подымите глаза, рабы, на предков ваших полки! Подымите глаза, рабы, на грюнвальдские стяги!" М-да. От слова "халва" слаще не становится.

ЧЫРВОНЫМПАБЕЛЫМ (КРАСНЫМПОБЕЛОМУ) - "Грунвальд". Автор музыки и слов избрал псевдоним Амбасадор Кроў (в переводе с белорусского - Посол Кровь). Собственно, ему и принадлежит проект, одним из первых начавший исполнять хип-хоп на белорусском. Амбасадор Кроў выступает преимущественно в Минске, записывается в Варшаве. Мне трудно объективно оценивать его творчество, поскольку хип-хоп мне эстетически не близок. С профессиональной же точки зрения, мне кажется, всё в порядке.

Мужской камерный хор УНІЯ - "Светлым Полем Я Нясу", другое название - "Сцяг". Музыка традиционной маршировки, слова Сергея Понизника. Очень бодро и весело - самому хочется начать маршировать. К концу песни к хору присоединяется духовой оркестр. Это всё очень напоминает Ансамбль песни и пляски Советской Армии, если бы тот вдруг запел по-белорусски.

NEWCOSMOPOLIS - "Бел-Чырвона-Белае" ("Бело-Красно-Белое"). Авторы - Евгений Савельев и Змицер Ринкевич. Честно говоря, впервые сталкиваюсь со слитным написанием названия витебской группы. Раньше мне всюду встречалось NEW COSMOPOLIS. В поэтическом плане ребята гораздо интереснее, чем в музыкальном. Попытка закосить под DEPECHE MODE выглядит жалко и убого.

IQ48 - "Схаванае Сэрца" ("Похороненное Сердце"). На обложке в качестве автора слов указан гитарист группы Евгений Бузовский. Однако согласно авторитетной "Энцыклапедыи беларускай папулярнай музыкі" (Мінск, Зміцер Колас, 2008) авторство текста принадлежит известному минскому поэту и художнику Михаилу Анемподистову. Сами музыканты определяет свой стиль как "позитивный рэпкор". Позволю себе маленькую поправочку: "актуальный рэпкор". Текст композиции представляет собой философские размышления автора по поводу сегодняшней белорусской реальности.

Сяржук Соколов-Воюш - "Маналог Паўстанскага Каня" ("Монолог Повстанческого Коня"). Автор песни - уроженец Новополоцка, журналист, поэт, бард. Он основоположник и приверженец героико-публицистического направления в белорусской авторской песне, в настоящее время проживает в Праге, является сотрудником Белорусской службы радио "Свобода", но остается новополочанином по духу. Не могу сказать, что хорошо знаком с творчеством Соколова-Воюша, но, судя по "Маналогу...", автор во время написания песни находился под сильным влиянием раннего Высоцкого.

RIMA - "Пад Беларускім Небам". Песня на слова Андрея Поплавского. Грандж - он и в Польше грандж. Часть музыкантов группы проживает в Белостоке, часть в соседнем Грудеке, - городах, где сохраняется сильное влияние белорусской культуры. Судя по представленной песне, ребята с белорусским языком явно не в ладах, поют с чудовищным акцентом. Текст являет собой образчик плакатности. "- Пионеры! В борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы! - Всегда готовы!"

НОВАЕ НЕБА - "Мая Краіна" ("Моя Страна"). Музыка Каси Камоцкой, слова Михаила Анемподистова. Стилистику НОВАГА НЕБА однозначно определить практически невозможно, поскольку она простирается от бард- до хард-рока. Классная группа. Замечательная патриотическая песня.

Игорь Симбиров - "Неўзброены Ваяр" ("Невооруженный Воин"). Песня на слова Витаута Мартыненки. Симбиров - уроженец Осиповичей Могилевской обл. Учась в Днепропетровске в театральном училище в первой половине 90-х, играл на бас-гитаре в созданной им группе ОСКОЛКИ СНА. В 1997 году вернулся на родину. С тех пор выступает как бард, а с недавнего времени - как рок-бард. Ранее мне приходилось слышать черновой, "бардовский" вариант песни "Неўзброены Ваяр". Совсем другое впечатление от версии с губной гармоникой, представленной на диске. Аранжировка отдаленно напоминает GRATEFUL DEAD. Песня посвящена витебчанину, члену Консервативно-христианской партии Белорусский народный фронт Сергею Коваленко. 7 января 2010 года он повесил бело-красно-белый стяг на вершине новогодней елки на площади Победы (это центральная площадь Витебска), за что был приговорен к 2 годам и 1 месяцу лишения свободы; находился в заключении с декабря 2011 года; протестуя против решения суда, держал длительную голодовку... В сентябре 2012-го решением президента был помилован.

Андрей Мельников - "Белы Вершнік" ("Белый Всадник"). На создание песни гомельского барда вдохновило изображение Погони. И музыка, и текст, и проникновенное исполнение берут за душу.

Лика Ялинская и ВЕРАСЫ - "Наўздагон" ("Вдогонку"). Музыка Василия Раинчика, слова Леонида Прончака. Классика белорусской совэстрады. А спустя несколько лет после записи этой песни мы все узнаем певицу под новым именем - Анжелика Агурбаш.

Лявон Вольский - "Калі Ідуць На Абардаж" ("Когда Идут На Абордаж"). Песня на слова Владимира Короткевича. Прекрасная лирическая баллада, посвященная героям крестьянского восстания 1863 года под предводительством Кастуся Калиновского.

Геннадий Бахмач - "Марш Свабоды". Музыка и слова Мирона Вольного. И автор, и исполнитель (судя по всему, брестчане) выступают под вымышленными именами, на что имеют неотъемлемое право. Что касается песни - ещё один образец плакатности. Исполнению катастрофически не хватает искренности.

Эдуард Акулин - "Імчыць Пагоня" ("Мчит Погоня"). Автор - гомельчанин, ныне проживает в Минске. Классический представитель белорусскоязычной авторской песни. Больше сказать нечего.

NAKA feat J. Mauzer - "Agonia Ці Пагоня" ("Агония Или Погоня"). Музыка и слова Насти Шпаковской. Совместный проект минчанки Насти Шпаковской и могилевчанина Яна Маузера, лидеров групп, соответственно, NAKA и TAV. MAUZER, стал для меня приятной неожиданностью. Вдвойне приятный сюрприз - эта композиция. Мучительное переживание автора за судьбу родины достигает своей кульминации в припеве (цитирую в собственном переводе): "Вместо стяга и Погони мы в загоне в агонию". Музыкальная составляющая дополняет поэтическую: наигрыш на белорусской дуде символизирует мечту о национальной независимости Беларуси.

Андрусь Боровик - "Верніце!" ("Верните!") Песня на слова Владимира Некляева. И снова - попытка ввести слушателя в заблуждение. Потому что под именем Андруся Боровика скрывается минская группа P.L.A.N. Каждая строфа некляевского стихотворения заканчивается призывом-требованием, обращенным к властям: "Верните язык!", "Верните стяг!", "Верните герб!" "Верните свободу!" Лично я воспринимаю эту песню как красивый белорусский блюз. А требования звучат по меньшей мере наивно, ей-богу!

Видеобонус - клип на песню группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ "Не Быць Скотам" на слова Янки Купалы. Почему-то в трек-листе не сообщается, что авторство музыки принадлежит Сергею Михалку, а клипа - Александру Стеколенко. Песня могла бы стать гимном Беларуси. Стихотворение, к которому обратился лидер ЛТ, было написано классиком белорусской поэзии в 1908 году и носит название по первой строке - "Хто ты гэткі?" ("Кто ты?") Михалок же назвал песню по последней строке, сочтя её более актуальной. В клипе ляписы предстают в образе трудолюбивых белорусов начала XX века - рабочих, крестьян и разночинной интеллигенции, которые в конце песни скандируют: "Не быть скотом!" Если же пристально вглядеться в сюжет, нетрудно уловить связь с сегодняшними реалиями. Клип завершается оптимистически: Беларусь обретает долгожданную свободу.

В общем и целом сборник производит хорошее впечатление. Музыка на любой вкус - от авторской песни, традиционной эстрады и рэпа до гранджа, фолка и блюза. Слушайте, смотрите и изучайте историю Беларуси!

 
0B71632B2148-2.jpg

Металл

75D65A70CEDC-1.jpg

Фотогалерея